Школьный музей является центром гражданско-патриотического и духовно- нравственного воспитания детей и подростков. Школьный музей накапливает и использует в образовательновоспитательном процессе значительные материалы по истории страны и края, связанные со знаменательными датами, историческими, культурными и природными особенностями территории, выдающимися земляками.
Музей
Характеристики музея
- Площадь зала
- 45
- Посадочных мест
- 24
Оборудование
- Стенд "История школы в лицах и датах"
- 1
- Стенд "Юрий Алексеевич Гагарин"
- 1
- Экспозиция "Культура и быт жителей Смоленщины"
- 1
- Стенд "Гордость Смоленщины богатство России"
- 1
- Стенд "И подвиг бессмертен, и память жива !"
- 1
Характеристика музея «Смоленск исторический»
История создания музея
27 сентября 1997 года в школе №38 был открыт музейный уголок «Русская старина». В 2000 году музей был преобразован в музей. Первым руководителем музея была Лобенкова Ольга Викторовна. За это время у музея появились и другие направления музейной деятельности. В связи с этим в 2021-2022 учебном году музей стал называться «Смоленск исторический».
01.11. 2023 года пройдена регистрация паспортизированных музеев образовательных организаций на официальной сайте Центра детско-юношеского туризма и краеведения ФГБОЙ ДО «Федеральный центр дополнительного образования по адресу: https://fcdtk.ru
Направление работы школьного музея
- Патриотическое
- Воспитание любви и преданности Родине, своему городу, школе.
- Формирование чувства патриотизма и уважение ценностей многонационального государства.
- Воспитание высоконравственных принципов и гражданской активности.
- Научно-исследовательское
- Подготовка рефератов
- Выступление на школьном и городском дне науки.
- Краеведческое
- Изучение истории и культуры края
- Участие в городских историко-краеведческих олимпиадах.
- Экскурсионное
Проведение экскурсий в музее «Смоленск исторический»
- Психолого-педагогическое
Формирование личности обучающихся.
Концепция развития историко-этнографического музея МБОУ СШ № 38 «Смоленск исторический».
- Функционирование музея как неотъемлемой части учебного процесса с целью сохранения исторической памяти народа, повышения качества воспитательной работы.
- Сохранение памяти об историческом прошлом нашего народа, защитниках России с момента возникновения российского государства до наших дней.
- Широкая пропаганда знаний о культуре и быте нашего народа, героях исторических сражений. О тех личностях, которые составили славу нашей родины, не жалея своей жизни.
- Развитие чувства патриотизма, уважения к боевым традициям, ответственности и чувства долга по отношении. К своему народу, Родине, городу, микрорайону, семье.
- Помощь учащимся в углубленном изучении истории отечества, основ защиты государства, которые позволяли на протяжении веков выполнять эту задачу.
- Развитие проектной исследовательской деятельности с использованием привлечения экспонатов музея, музейных связей с ветеранами, общественными организациями, родителями.
- Развертывание поисковой деятельности, шефской помощи ветеранам ВОВ, войны в Афганистане, участникам боевых действий в Чечне.
- Создание исследовательских групп среди учащихся школы.
- Подготовка сменных экспозиций, тематических экскурсионных уроков, уроков мужества.
- Создание школьной летописи «микрорайон Южный на карте города».
- Цели и задачи школьного музея
Цель. Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширение кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, осуществлять цели совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Задачи:
- Создание условий для изучения истории малой родины, школы, сохранение и развитие школьных традиций.
На базе школьного музея организована работа кружка «Смоленск исторический»
Помещение школьного музея – школьная аудитория. Экспонаты размещены на стендах, витринах, стеллажах.
Руководитель музея Сергеенкова Елена Ивановна – учитель истории и обществознания.
В Совет музея входят 8 человек (2 учителя и 6 обучающихся). Обучающиеся отвечают за:
- лекторскую и экскурсионную работу;
- художественно-оформительскую работу;
- работу с фондами музея.
Профиль музея историко-этнографический.
Краткая характеристика фондов музея
Количество экспонатов 307 (245 – подлинники).
В музее представлены:
- Предметы быта – утюги, чугунки, ухват, керамическая посуда, деревянные ложки пест для протирания пищи, самовары, пранник, гладильные доски, веретено, прялки, чан для варки варенья, бедрышки для ткацкого станка, челноки, мотовило, серпы, чесалки для льна.
- Крестьянская одежда – рубахи, поневы, шаль, лапти.
- Предметы убранства крестьянской избы – рушники, подыконники, подзоры, салфетки, тканый коврик, подшторники, скатерти.
- Предметы народно-прикладного искусства – городецкая и дымковская игрушка, хохломская роспись, гжель.
- Фотографии, воспоминания фронтовиков.
- Находки с места сражений – каски, гильзы, магазин от автомата.
- Печатные издания – книга 1853 года (Русско-французский словарь)
- Коллекция монет и бумажных денег.
- Альбомы, буклеты, исследовательские работы.
Название (тематика) разделов экспозиций
- «История микрорайона Южный и школы №38»
На стенде представлена информация об открытии, этапах становлении школы, ее достижениях. Показано изменение школы за время ее существования. Учителями совместно с учащимися нашей школы был собран материал о земельных ресурсах, флоре и фауне, населении, промышленных предприятиях , инфраструктуре микрорайона. Собранный материал собран на стенде «История микрорайона Южный и школы №38»
- «Смоленск в истории Великой отечественной войны»
На стенде представлены материалы о Смоленском сражении 1941 года, освобождении Смоленска в 1943 году, о наших земляках, участниках ВОВ.
- «Культура и быт Смоленщины»
Оформлены экспозиции «Внутренний быт русской избы», «Праздничные традиции и ремесла»
- «Культура и быт в период СССР»